Воскресенье, 19.05.2024, 09:40
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » делимся опытом » страничка воспитателя

Опыт работы. «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ». Черненко Г.В.
18.10.2014, 20:53

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 

 

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Черненко Г.В.

  

 

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

          Работу я начала со второй младшей группы. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Прежде всего, изучила книги Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина, А.М.Бородич, Ушакова о методике развития речи детей, использовала опыт работы музыкальных работников Л.Исаевой и В.Дьяковой по проведению развлечений с использованием устного народного творчества.

          Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая её:

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

          Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка Белолоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили её: «Ты, собачка, не лай. Белолоба, не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

          Широкое распространение имеют и потешки. Именно с них начинается знакомство детей с народным творчеством. Используя их в своей работе, можно многократно обогатить речь детей. Если в младших группах малыши просто слушают потешку, то, повзрослев, они могут уже обыграть, инсценировать её.

          Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запоминать их. Они начинают вводить потешки в свои игры. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности.

          Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышали в потешке. До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное.

 

                                                      Ходит конь по бережку,

                                                      Вороной по зеленому,

 Он головушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

               Все колечушки – то бряк, бряк, бряк!

    Золотые они - звяк, звяк, звяк!

Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с такими песенками:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

               Чтобы глазоньки блестели,

         Чтобы щечки краснели,

   Чтоб смеялся роток,

  Чтоб кусался зубок,

          Чешу, чешу волосыньки,

       Расчесываю косыньку,

 Расти, коса, до пояса,

  Не вырони ни волоса!

      Расти, коса, не путайся,

  Дочка, маму слушайся!

          Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам.

          Дети повзрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими  маленькими дошколятами ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать её, но и самим обыграть. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ёжик и т. д., в зависимости от того, о ком потешка.

  Тень-тень, потетень,

     Выше города плетень,

        Сели звери под плетень,

        Похвалялися весь день.

Похвалялась лиса:

    -Всему лесу я краса!

Похвалялся зайка:

-Поди догоняй-ка!

    Похвалялся медведь:

  -Могу песни я петь!

          Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились они к нашему маленькому «театру». И в нем скоро появились свои незаменимые артисты. Например, никто не мог лучше Марины Цырульниковой сыграть роль лисы, из Алены Игнатенко получился прекрасный цыпленок, а из Никиты Лахмана – медведь. Но главное, мы добились того, что любой ребенок в группе мог заменить другого и сыграть его роль. Никто не оставался в стороне.

          В работе с детьми 3-4 лет возрастает роль такого жанра детского фольклора, как народная сказка. Скажете, говорили об игре, а тут сказка. Да все дело в том, что сказку нужно детям «играть», а не читать. Рассказывание сказки позволяет чувственно общаться с детьми, видеть их ответную реакцию, жестами, мимикой, интонацией поддерживать и развивать интерес к сообщаемому сюжету, вызвать ребенка на сопереживание, пробудить желание обыграть услышанное.

          В средней группе я много времени уделяю сказкам, которые не читаю, а рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего я сама надевала костюм бабушки или Василисы-сказочницы и приходила в группу. Дети встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. А бабушка, не спеша, начинала с присказки:

                    За ступенькою ступенька-

  Станет лесенка,

Слово к слову

       Ставь складенько-

 Будет песенка,

             А колечко на колечко-

 Станет вазочка.

                     Сядь со мною на крылечко,

   Слушай сказочку.

          Я не спешила задавать детям вопросы по содержанию сказки. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. Я вступала в беседу только тогда, когда возникал спор или создавалось неверное понимание смысла сказки. Но это случалось редко.

          Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли её, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращаясь к ребятам: «Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?». Вот тут  и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события сказки, поступки её героев, выявлялось отношение детей к ним.

          Невозможно перечислить все сказки, над которыми мы работали с детьми. Это «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Маша и медведь» и др.

          Часто я прибегала к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

          Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

          Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительному Саше Семенову: «Семеро одного не ждут». Или замечаю, что Архип Лахман оделся неаккуратно, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляем по весеннему парку, любуемся его свежестью и красотой, отмечаю, что «весна красна цветами», об осени: «Осень красна плодами». Из собственных наблюдений дети заключают: «Март – с водой, апрель – с травой».

          Особое внимание  обращаю на эмоциональное чтение произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемой ситуации.

          Народные песенки, потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи. Так, при формировании грамматического строя речи, обучении детей образованию однокоренных слов, использую, например, потешку «про заиньку» с однокоренными словами: зайка – заинька, серенький – серый.

          Актуальной задачей речевого развития в среднем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специ-альные упражнения помогают детям преодолевать такие трудности, совершенствуют их дикцию.

    А незаменимым материалом для дикционных упражнений являются пословицы, поговорки, песенки, потешки, скороговорки. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Пословицы и поговорки помогают  «выломать язык ребенка на русский лад».

          Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

          К малым формам фольклора относятся и считалки – это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, догадливым, ловким. Все эти качества в детской душе развивает считалка. Соревнования в рассказывании считалок развивают память, обучают детей артистизму, вырабатывают чувство ритма.

          Звуковая организация считалки пленяет своей красотой, производит незабываемые впечатления:

            Аты-баты, шли солдаты,

    Аты-баты, на базар.

          Аты-баты, что купили?

    Аты-баты, самовар.

               Аты-баты, сколько стоит?

       Аты-баты, три рубля.

             Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я.

 

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

           Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предметов или явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

          Загадки отражают реальный мир, близкий и понятный детям, который помогает формированию разнообразных конкретных представлений.

          Этот жанр фольклора при умелом использовании поможет научить ребенка чувствовать красоту окружающего мира, видеть прекрасное в привычном,

так, простая сосулька – «белая морковь», а морковь – «девица».

«Белая морковь зимой растет»

«Красная девица сидит в темнице,

а коса на улице».

 С загадок можно начинать занятие. Дети отгадывают то, что они будут рисовать, лепить или кто придет к ним в гости.

«Золотое коромысло над рекой повисло»

(Радуга)

«Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ребят ищет»

(Волк)

 

         Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка». Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый предмет находился перед глазами. Обращала внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки. Позже, когда я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно загадать о ней, дети легко справлялись с этой задачей.

          На прогулке, когда дети наблюдали за деревьями, птицами или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Стоят в лугах сестрички – желтый глазок, белые реснички» (ромашки), «Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (снег), «Кричит «крак», червякам – враг» (ворона). Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводила игры «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты угадай». Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко»: «Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор)», «Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Это кто? (Лягушка)».

          С нетерпением дети ждали вечеров загадок, когда к ним в гости приходила бабушка – загадушка. Она приносила в своей «волшебной корзине» природный бросовый материал для изготовления поделки – отгадки к новой загадке. Поделку тут же мастерили все вместе.

          Русская потешка, загадка или сказка становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родине, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

          Также для всестороннего развития детей младшего и среднего возраста особое значение приобретают игры- забавы с использованием фольклора.

 

          Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающем мире, обогатился словарный запас, повысился интерес к русскому поэтическому слову.

          Но эта работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, загадки, пословицы, поговорки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. По каждому жанру проводила короткие беседы, консультации, разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку. В уголок для родителей помещала статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка – гимнастика для ума». Особенно необходима была помощь родителей, когда мы вплотную занялись драматизацией. Многие дети не могли передать, как бегает медведь или ходит уточка. Все мои советы (побывать в цирке, с сыном или дочерью, понаблюдать за домашними животными) не оставались без внимания. И потом, на развлечениях, когда родители видели, как выразительно их ребенок воплощал образ персонажа, они были очень довольны.

          Мои  воспитанники уже на подходе к старшей группе и я очень рада тем результатам работы, на которые мы вышли. Из 20 детей 12 имеют высокий уровень развития, умеют эмоционально читать стихи, петь песенки, водить хороводы, применять свои знания о произведениях устного народного творчества в различных ситуациях. Они с большим желанием принимают активное участие в утренниках, развлечениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: страничка воспитателя | Добавил: woldemar
Просмотров: 2428 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: