Воскресенье, 19.05.2024, 09:40
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » делимся опытом » страничка воспитателя

Кубанские народные игры
22.10.2014, 20:13

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участни­ки игры выстраиваются один за другим и гусь­ком проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота,  Проходите, господа! В первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз, Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая од­ного из игроков. Он просит: «Золотые воро­та, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или на­ливное яблочко?». Задержанный игрок вы­бирает и переходит на ту или другую сторо­ну, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игрока­ми. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.

 

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)

Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подхо­дит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все го­ворят:

В золотые ворота проходите господа: В первый раз — прощается, Второй — запрещается, А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки, которых разъединил во­дящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, вы­дернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

 

ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

Из играющих выбирается «казак», кото­рый становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет, Песни звонкие спивает, Спать мешает казаку и кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-пету­шиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе Размычалисъ на заре. Не понятно никому, Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая ко­рову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять, Но не долго ему спать. Утка уточек не зря, Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется — казак забирает «утку».

 

Надоело казаку «Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку». — Я не лягу больше спать, Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хо­ровод, поднимают руки — «воротики», а ка­зак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

 

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-нак­рест. Дети первой шеренги подходят к стоя­щим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расхо­дятся по всей комнате (залу, площадке), вы­полняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся ше­ренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, ко­торая первая построится.

ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»

        Дети стоят по кругу. Один — в центре.

Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (Наиголочках) А как тебе, не колко? (На подковочках) Дети идут по кругу и поют: Ступай в кут, Там блины пекут, Там блины пекут, Тебе блин дадут. Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза) Дети: — Кто там?

— Это я, Тарас. Дети: — Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать.

Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.

 

ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от  остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать  хоровод. Причем соединенные руки игроков  должны находиться в правильном (не лома­ном) соединении.

 

ИГРА «ГОРШКИ»

Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и! садится на землю в кружок. Другая коман­да — «хозяева». Они становятся за горшка­ми. Один из играющих — водящий — изоб­ражает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

  • Почём горшок? Хозяин отвечает:
  • По денежке.

А он не с трещиной?

— Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» 1 пальцем и говорит:

— Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупа­тель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному  «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.

 

ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик —  «боевой конь», верхом на «коне» — коман­дир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.

По сигналу воспитателя командир соска­кивает с «коня», кладет флажок и становит­ся в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир де­лает шаг внутрь круга, берет дудку, и, пово­рачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, повора­чиваются спиной друг к другу и бегут в про­тивоположные стороны вдоль круга. Каж­дый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший стано­вится командиром.

 

ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»      

Играющие ходят по кругу, выполняя лю­бые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя  или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.

Танец, как и любой вид искусства, отра­жает окружающую жизнь в художествен­ных образах, следовательно, танцу свой­ствен образный, сюжетный характер. Свое­образие кубанских танцев определяется наличием элементов и черт танцевальной культуры местного населения. В кубанских хороводах, плясках, кадрилях наблюдаются.

Категория: страничка воспитателя | Добавил: woldemar
Просмотров: 818 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: